АВВАКУМОВЩИНА


 


Толк, получивший свое начало от старца Онуфрия, одного из настоятелей Керженских скитов (Нижегородской губ.). Этот старец случайно получил от другого старца Сергия некоторые догматические письма Аввакума. Перечитывая их со всем своим братством, Онуфрий увлекся мыслями расколоучителя;
а) о Пресвятой Троице, что Она трисущна, рассекается на три равные естества, и Отец, Сын и Святой Дух имеют каждый особое сидение, как три Царя небесные;
б) о воплощении, что Бог Слово излия Себе во утробу Девы не Себя Самого, но силу существа Своего естественну, и воплотился от Нее только благодатию Своею, а не Ипостасью;
в) о Христе Спасителе, что Он сидит на престоле, соцарствуя Св. Троице, как Бог особый; г) о сошествии во ад, что Христова душа от креста на небо ко Отцу пошла, воскресши же от гроба, Христос сниде во ад с телом по воскресении из мертвых и проч. Онуфрий и его братия не только сами усвоили эти мысли, но старались еще распространять их и защищать. Жители других скитов Керженских многократно оспаривали Онуфрия, но он оставался непреклонен. Сильнейший удар этому толку нанесли сами основатели Онуфриева скита по смерти своего наставника в 1717 г., когда, собравшись вместе с обитателями других скитов, торжественно отвергли письма Аввакума. Имя аввакумовщины, или онуфриевщины, начало мало-помалу исчезать, хотя следы учения сохранились еще между старообрядцами.