ПРИЧУДЬЕ



”У мужика-то и праздник, что Петров день” - говаривали в старину. Испокон веков на остров Пийрисаар собирались в этот день староверы со всей округи, чтобы отметить престольный праздник.

В 1999 году Петров день совпал с Днем рыбака. И вновь, как в течение многих лет, Пийрисаар радушно принимал гостей. Среди них были представители всех 11 старообрядческих приходов Эстонии, посланцы из Риги, Нижнего Новгорода и Москвы.

Петров день, который в народе именуют - ”Петровки”, приходится на самую макушку лета. С утра жаркого воскресного дня остров Пийрисаар стал заполняться людьми: к берегу причаливали лодки, подошло по Эмайыги судно ”Polaris” из Тарту. Этот остров, насчитывающий всего 103 жителя, решением Собора старообрядческих приходов был выбран для проведения праздника не случайно. Пийрисаар - колыбель староверов Эстонии. Сюда стекались они в давние времена при переходе через Чудское озеро, отсюда - расселялись по Причудью.

Жизнь на острове - не мед. Традиционные промыслы - рыболовство и огородничество - сегодня дохода не приносят: рыболовецкие колхозы приказали долго жить, ленинградский рынок недоступен. В межсезонье, пока не установится ледовая дорога или не откроется навигация, у жителей, отрезанных от материка, возникают проблемы даже с продуктами питания. Если вспомнить еще, что трудно представить в наше время старообрядческий приход в Эстонии, в котором не было бы выходцев с Пийрисаара, то становится понятным стремление устроителей праздника поддержать островитян, вселить в них надежду на возрождение родного края.

Празднование Петрова дня поддержали местные власти, государственная программа ”Региональное развитие” и премьер-министр Эстонии. Надо сказать, что Март Лаар как историк проявляет большой интерес к староверам, не случайно он недавно посетил с визитом остров Пийрисаар. Старики говорят, что впервые после восстановления независимости Эстонии на их землю ступил государственный деятель такого масштаба. Заинтересованность государственной власти в русских - потомственных гражданах Эстонской Республики - понятна. У староверов никогда не было конфликтов с эстонской властью. Более того, они отмечают, что расцвет их конфессии пришелся как раз на период 1920-1940 гг., когда было открыто сразу две моленные, которые в следующем году отметят свое 60-летие: в Таллинне и в Муствеэ. . Жителей Причудья многократно пытались втянуть в свои ряды самые разные политические партии, но они открещиваются от политики. У деревенского мужика других забот хватает: работа, зарплата, виды на урожай, непогода...

Староверские общины рассеяны по всему свету - в Южной Америке, в Польше и США, Румынии и Белоруссии, Турции и России. В Финляндии, где старообрядцы в основном приняли православие, по слухам, живут даже потомки боярыни Морозовой. Многочисленны они и в Прибалтике, особенно в Латвии (в Риге сегодня расположена самая сильная старообрядческая община в мире. Она насчитывает 80 000 человек, располагает значительной собственностью, успешно занимается издательской деятельностью). Среди староверов бытует два представления о будущем. Первое: сохранить в неприкосновенности традиции и образ жизни своих предков, неукоснительно следовать их заветам. В Сибири можно встретить семьи староверов, которые и в наши дни не едят картошку и помидоры, не пользуются даже спичками и отказываются от пенсий, считая их греховными. Это, конечно, - крайность. Существует и другая крайность, процветающая в Америке, где в старообрядческой общине не знают уже родного языка (все книги, письмо на иконах переведены на английский), где после службы сбрасывают с себя дедовские рубахи и бабушкины подрясники, садятся в шикарные машины, разъезжаются про домам, чтобы жить вполне по-американски, воспринимая вхождение в общину как своеобразное членство в клубе ”a la russе”.

Избранный год назад председателем Союза старообрядческих приходов Эстонии Павел Варунин (младший) исповедует другой путь. Он убежден, что невозможно законсервироваться по примеру резерваций индейцев в Америке. Чтобы выжить, необходимо, сохраняя традиции, развиваться. С этой целью организуются праздники: в 1998 году на Успение с большим успехом прошел первый праздник в Калласте, на котором городу был дарован герб и городской флаг в честь 60-летия, в 1999 году отмечали Петров день на Пийрисааре, в 2000 году планируют всеми приходами отмечать Благовещение в Таллинне. Павел Варунин говорит: ”Когда событие происходит впервые - это случай, во второй раз - это привычка, в третий раз - закономерность”. Благотворная роль этих праздников, на службы во время которых собирается столько народу, что невозможно бывает пробиться в моленную, прежде всего в том, что они привлекают молодых, возвращая им исторические корни.

Союз старообрядческих приходов добился открытия в Колкья школы, которую посещают 120 человек от 6 до 50 лет и в которой по разрешению Министерства образования преподается старославянский язык. Собирается библиотека, в которой представлены редкие издания. В октябре в Тартуском университете планируется проведение международной конференции, посвященной старообрядцам, в рамках которой будет работать экспозиция из петербургского Музея религии: медное литье, лубок, иконы, живопись, резьба по дереву старообрядцев. Чтобы сохранить уникальный пласт культуры, Павел Варунин пытается организовать звукозапись обрядов староверов, хранители которых - увы! - уходят из жизни. Будем надеяться, что Kultuurkapital одобрит этот проект и выделит необходимые деньги. В планы нового состава Союза старообрядческих приходов Эстонии входит и восстановление известной в прежние времена во всем мире иконописной традиции Причудья, и реставрация моленных, и выход в свет специальных изданий, посвященных старообрядцам Эстонии. И все это - на голом энтузиазме, поскольку конфессия староверов, официально зарегистрированная в стране в 1995 г., единственная из всех конфессий Эстонии ничего не получает из бюджетных денег государства и не имеет богатых меценатов, готовых ее поддержать.

”В конечном счете бесконечно внешне леса стоят и небеса...”, - сказал поэт. Это понимаешь, когда попадаешь на остров Пийрисаар. Может быть, это и составляет красоту жизни, самое дорогое, что в ней есть? Кажется, что все приехавшие на праздник Петрова дня (среди них редактор нижегородской газеты ”Старообрядец” Сергей Рудаков, научный сотрудник Московского государственного университета Елена Агеева, один из лучших знатоков знаменного распева рижанин Сергей Пичугин, заведующая отделением русской и славянской филологии ТУ Ирина Кюльмоя) испытали это чувство. Праздник длился целый день. Прихожане вместе с гостями отслужили по всем канонам, с крестным ходом, службу в молелной и литию на двух старообрядческих кладбищах. Замечательно, что на Пийрисааре в этот день работала съемочная группа кинорежиссера Пеэтера Сийма, которая запечатлела не только весь этот уникальный обряд, но и просветленные лица стариков в старинных костюмах, старательную готовность следовать традициям совсем юных прихожан.

Конечно, Петров день не обошелся без светских развлечений. Разве можно в жаркий день на Пийрисааре не окунуться в Чудское озеро и не позагорать? А уж отведать копченого судака с пивом - сам Бог велел! Приехали на праздник и дети из Колкьяской школы. Перед их выступлением старейшина острова Пийрисаар Пеэп Томбет, обращаясь ко всем присутствующим, несколько раз повторил одну и ту же фразу: ”Вы все очень хорошие люди!” А потом дети в русских костюмах от всей души пели и танцевали на бывшем летном поле у пограничного поста. Им предстоит жить на этой земле и выбирать свой путь. Главное, чтобы такой выбор у них был.

Русские на северном и западном побережьях Чудского озера представляют собой особую этнографическую группу, которая сложилась из переселенцев различного происхождения и вероисповедания. Ядро этой этнографической группы составили преследуемые православной церковью староверы. Постоянное русское население прослеживается на западном и северном побережье Чудского озера с 17 века. Самой старой русской деревней считается деревня Нина. Большинство русских крестьян поселились на западном побережье Чудского озера и на острове Пийрисаар в конце 18 века. Многие переселились из польской Латгалии, Новгородской и Тверской губерний. Они были умелыми рыболовами , ремесленниками и садовниками. Таким образом, благодаря природным условиям, (малоплодородная почва, рыбные водоемы, леса) и переплетениям культурных традиций, у причудских русских возникла своеобразная культура. Этот район был хорошо известен своими каменщиками и огородниками. С подъемом сельского хозяйства и ростом городов в 19 веке увеличилась потребность в мастерах-каменщиках, расширился рынок для овощей. Результатом этого стало возникновение на побережье Чудского озера ряда больших русских деревень. Появились и стали укрепляться связи с эстонцами, живущими по соседству и русскими с восточного побережья Чудского озера.

Основными занятиями причудских русских стали меновая торговля и отходные работы. Во второй половине 19, начале 20 веков причудские русские занимались выращиванием лука и цикория, с 1920-х годов к этому присоединилось выращивание огурцов. Из хозяйственной деятельности, всегда, значительную часть занимало рыболовство. По сравнению с эстонскими рыбаками - русские были в более выгодном положении, так как они не были закрепощены и могли свободно передвигаться, занимаясь разными работами.

Герб Причудской волости - на синем щите золотое волнистое основание, на котором синий восьмиконечный крест православного вероисповедания. С верхнего края щита клинообразно ниспадает серебряная рыбацкая сеть.

Объяснение: синий цвет обозначает Чудское озеро и символизирует надежду, мир и любовь. Золотой цвет обозначает песчаный озерный берег и солнце, символизирует же счастье, благородство и правду небесную. Серебро означает чистоту и честность. Восьмиконечный крест обозначает сообщество старообрядцев, смогших сохранить свою веру и обычаи через все трудности.

Флаг волости представляет собой квадратный гербовой флаг размером 105 х 105 см.

Старообрядческая церковь волостного центра причудья, г. Муствеэ (в переводе с эстонского "Черноводье").

На празднествах 28-30 августа 1998 г. происходили чествования 60-ой годовщины города Калласте и 195-ой годовщины старообрядческой церкви. Праздники начались в пятницу в 9 часов богослужением в старообрядческой церкви Калласте. Утром субботы в 9:30 происходило торжественное богослужение в старообрядческой церкви Калласте, в котором приняли участие представители старообрядческой цуеркви всего Причудья. За этим последовал общий ход на городское кладбище.

Находящийся в Тартуском уезде премьер-министр Март Сийманн 29 августа 1998 г. участвовал в богослужении в старообрядческой церкви галласте, посвященном ее 195-ой годовщине. Премьер вскользь ознакомился со своеобразной культурой староверов.

Делегация Псковской области в составе первого заместителя главы областной администрации В. Л. Васенькина, главы администрации Гдовского района В. Л. Антипова и заместителя председателя комитета по внешним связям и туризму В. П. Лопатина в феврале 1999 г. посетила волости, расположенные по побережью Чудского озера, где главным образом речь шла о жизни так называемого эстонского причудья: население прибрежных сел и городов до 70 процентов составляют русские староверы, обосновавшиеся в этих краях еще со времен Екатерины. Здесь сохранились не только старообрядческие церкви, но и сам уклад жизни. Чему и стали свидетелями члены делегации, приняв участие в одном из сел в праздновании Масленицы. Одна из сегодняшних проблем населения причудских сел и городов заключается в том, что в соответствии с эстонским законодательством эти территории не включены в приграничную зону, поскольку на этих участках граница проходит не по суше, а по воде. за последние годы практически полностью нарушились все связи, испокон веку установившиеся между эстонским причудьем и географически расположенным напротив (по другую сторону озера) Гдовским районом.

Староверы бежали сюда из Новгородской и Псковской губерний. Они арендовали себе наделы земли и рыболовецкую снасть. Мужчины-староверы были очень известны как знатные строители. Работы они делали в Таллине, Риге, Петербурге и Тарту. Причудский берег песчаный и глинистый, из глины обжигали кирпичи, а из них строили дома, что и по сей день стоят по волостям. Общине свойственно жить в рядных селеньях, протяженностью в километры, где дома расположены близ одной улицы и имеют своеобычную архитектуру. Много церквей. В Муствеэ их, например, четыре. Во многих самоуправлениях построенные ими дома насчитывают болеее 100 лет и при этом - в хорошем состоянии.
Каждодневной заботой женщин были огороды, насчитывавшие менее 2 га. В основном там выращиваются лук и огурцы.
В советский период происходила обширная торговля на рынках России, что приносило людям округи большие доходы. Проблемой стала теневая экономика, достигшая расцвета к 80-ым. Район был относительно сильный, летом работали в поле, зимой занимались высококачественным строительством. Если сейчас с огорода получают 3т лука, свеклы, моркови в год и при этом не находят рынка, огородничество там от этого не оскудевает. Раньше волости были более сельскохозяйственные, а сейчас из-за рыночных условий ситуация стала обратная.
В советский период Причудье пережило мощный отток и внутреннее ослабление местной жизни. Был отнят статус меньшинства, и исчезла региональная идентификация. Вожди ушли. Поскольку во многих случаях староверы не были землевладельцами, а арендовали землю у Эстонской Республики, коллективизация не причинила области сильного ущерба. Но с другой стороны, поскольку власти разрушили их социальную структуру и увезли их предводителей, внутренний спад был глубже, чем в индивидуалистических областях, где люди привыкли находить поддержку в самих себе. Если в 60-ые эстонцы начали сотрудничать с советскими властями (строились промышленные комплексы), то Причудье - нет. У них остался традиционный жизненный уклад. Не произошло создание связей между услугами и производством нового типа. Экономика осталась такой, какой она была, и законсервировалась навек, промышленные структуры не развивались, и внутренний рост не происходил. Область до сего дня не получила особых инвестиций. Самое существенное, что староверы имели, и что есть сейчас, это сильный контроль социума над экономикой и общественной жизнью области, т.е. у них низки индивидуалистические ценности, отсюда и слабые предприимчивость и частнособственничество.
Староверы очень религиозны, и это влияет по прежнему на их жизненный стиль. Институционные структуры не развились на таком высоком уровне, как в богатых сельскохозяйственных районах. В области происходит как количественный, так и качественный спад потенциала народонаселения. В Причудье произошло самое большое в Эстонии снижение численности населения за последние 30 лет (т.е. 50%). При этом плотность населения - 32 чел/км& (ср. по Эстонии 10 чел/км).
У области велик туристический потенциал. В будущем представлял бы интерес луковый и рыбный ресторан, который бы вышел на рынок с местной продукцией и рецептами. В Кольках и Муствеэ создан музей старообрядцев, где экспонируются свойственные этой культуре инструменты, религиозные предметы и т.д. Подробная информация: тел. 00372 7 53431.
Туристам несомненно были бы интересны традиционные праздники староверов:

Рождество - 7 января, Старый год - 14 янв, Крещенье - 19 янв, Масленица - февраль-март, Пасха - апрель, Троица - май-июнь, Иванов день - 7 июля, Петров день - 12 июля, Илья - 2 августа, Успенье - 28 августа, Марьин день - 21 сентября.


РОЖДЕСТВО

6 января вечером совершается богослужение, длящееся до 24.00. Раньше после утренней службы 7 января ходили по селу из дома в дом певчие (клирошане), славили Господа и поздравляли семьи по случаю праздников. В домах едят много мясной пищи, пирожков и иных сладостей. Рождество - мирный, тихий, домашний праздник. В дом заносят рождественскую елку.

ПАСХА

В первое воскресенье после весеннего солнцестояния. Перед праздниками, в четверг (Чистый четверг) в моленной совершается богослужение, в домах происходит уборка и украшение комнат. В пятницу (Страстная пятница) совершается большое богослужение. В субботу производится подготовка к праздникам, красятся яйца (предпочтительна красная краска), пекутся праздничные куличи. Творожную пасху делают лишь некоторые. Праздничный кулич приготовляется из теста со специями и состоит из семи слоев, каждый слой меньше предыдущего, между слоями кладется обильно изюм. Готовый кулич намазывается яйцом, украшается розочками и орнаментами из теста. Воскресным утром люди идут в моленную, где совершается праздничное богослужение. На молении почти все жители села, сюда приходит и много детей. Люди поздравляют друг друга, дарят друг другу яйца, в первую очередь яиц дают старикам, детям и церковным певчим (клирошанам). Многие приносят свою пасху в моленную для освящения и оставляют ее кусочек моленной. После конца церемонии их делят на служителей и бедных людей, затем идут на кладбище, на могилу сыплется немного пасхи, кладутся яйца, кто-нибудь зажигает и свечку. После этого народ возвращается домой, где их ждет праздничный стол. Теперь можно пробовать все, что предварительно было приготовлено - куличи, творожную пасху, яйца, холодец, колбаски собственного приготовления и многое другое. После обдеа дети и молодежь идут во двор, где из песка (копен) делают горки и дают яйцам скатиться с горы - чье яйцо побьет больше других яиц, тот победил.

ТРОИЦА

Семь недель после Пасхи. К этому празднику опять красятся яйца, но теперь яйца желтого или зеленого цвета (многие используют для крашения природные краски: луковую кожуру и прочее тому подобное.) Троица - это день поминовения, перед праздниками убираются на могила близких на кладбище, обильно сажают цветы. Все люди идут на кладбище, где совершается богослужение на каждой могиле о поминовении усопших. Близкие умерших жертвуют певчим на могилах яйца и деньги, дети получают яйца. Встарь в этот день клали в комнате свежие березовые ветки, сейчас это делают лишь некоторые.

УСПЕНЬЕ

Празднуется 28 августа. Это праздник церки, а также день приготовления плодов огородничества (лук к этой поре почти собран).

ИВАНОВ ДЕНЬ

Народный праздник отмечается 7 июля. Вечером разжигается много костров, люди празднуют. Часто в этот день отмечается и день рыбака.

МАСЛЕНИЦА

Празднуется в конце зимы, до Великого Поста. Посреди села большой столб в форме Масленицы из тростника, вокруг него привязывабт много кострового материала, люди танцуют, поют, шутят, дети катаются на санках и играют. Наконец, костер разжигается, и поется песня прощания с зимой. После этого угощают блинами с вареньем, медом, сметаной и горячим чаем, а также прочими сладостями.