ЗАБАЙКАЛЬЕ



Семейские - это своеобразная этнографическая группа русского старообрядческого населсния Сибири. Их предки выступили в ХVII в, против церковной реформы Никона и были подвергнуты жестоким преследованиям и гонениям со стороны правительства и официальной православной церквидним из пламенных вдохновителей староверов был огнепальный протопоп-бунтарь Аввакум.

Восставая против реформы и притеснений, одни староверыаиболее фанатичные, вынуждены были прибегать к самым крайним мерам- в знак протеста сжигали себя заживо; другие поднимали бунты и восстания;третьи, скрываясь от преследований, бежали на окраины Российского государства и за его пределыак, на Урале и в Сибири появились кержаки, в Турции - казаки-некрасовцы, в Румыпии - липоване, в тогдашних пределах Польши - на Ветке и в Стародубье - поляки. Везде, где бы ни оказывались старообрядцыни осваивали новые земли,создавали общины, свято хранили обычаи старины, культуру и русский язык.

На западных рубежах нашей страны и за ее пределами старообрядцы оказались невольными пионерами освоения малозаселенных окраин. Там их культура значительно обогащается не только за счет всероссийского опыта, привнесенного туда предприимчивыми и деловыми людьми со всех губерний и провинций государства, но и за счет опыта коренных народов тех мест - украинцев и белорусов.

Стародубско-ветковская группа старообрядцев сохранила многие черты культуры допетровской Московской Руси, но вековое проживание их на землях Украины и Белоруссии не прошло бесследно, Они усвоили отдельные элементы духовной и материальной культуры братских народов.

В 1735 и 1764 гг. царское правительство предприняло две "выгонки" , изгнав - староверов с насиженных мест и сослав их в "страшную глушь", за Байкал, чтобы они развивали там землепашество и снабжали нерчинских рудокопов хлебом. Вероятно, здесь, в Сибири назвали их семейскими, потому что те пришли сюда, в отличие от других переселенцев, семьями.

О прежних тесных этнических связях старообрядцев с местным украинским, белорусским и польским населением снидетельствуют фамилии, родовые прозвища семейских польского и украинского происхождения. В языке и говоре семейских ощутимо белорусско-украинское влияние: из русских только семейские в Сибири называют картошку бульбой, отрезанный кусок хлеба - лусточкой, шампиньоны - печерицей, песчаные холмы - кучугурами, завитки на наличниках и на головных уборах - кучерями, летучую мышь - кажаном и т.д. Заметно это влияние в произношении имен; Хома, Хвеня, Хведор, Крестина

С поселением староверов за Байкалом происходит постоянное взаимопропикноиение и взаимовлияние русской и бурятской культур в хозяйственной и бытовой жизни этих народов. Буряты воспринимают у русских,в том числе и у семейских, их богатый опыт в хлебопашестве, в строительстве домов, хозяйственных помещений и и сенокошении,а семейские черпают знания о скотоводстве. Несмотря на некоторую обособленность семейких, нередки, все же, смешаные браки с местным населением при условии, если он или она принимали веру и проходили водное крещение.

Обычай раскрашивать дома яркими красками сохранился и поныне. Наряден внешний вид семейских сел. Карнизы, наличники, фронтоны и причелины (доски, прикрывающие концы слег) часто декоративно оформлены и окрашены в различные цвета, преобладают красный, синий, зеленый, белый,   голубой. Дома красят внутри и снаружи и моют два раза в год. Редко в каком селе найдешь повторение орнаментов. Поэтому раскраска карнизов, ставней наличников радует глаз веселым разноцветием.

Слово "семейские" вызывает целый ряд ярких образов. Оно неразрывно связано с красивыми домами, яркими нарядами и, конечно же, с задорными песнями и плясками.

Интерес к семейской песне обусловлен прежде всего их древностью и тем, что они пронесены через века и сохранены доныне. Возраст некоторых старинных песен перевалил за 300 лет, уводит нас в XVII век, а то и еще в большую глубь истории нашего народа.

Песни семейских звучат и в радости и в горе, петь и плакать, петь и страдать, страдать и петь!.. Не в этом ли суть неистребимого оптимизма, нравственного здоровья народа, вынесшего все тяготы жизни!?

Важную роль в развитии земледелия в Забайкалье сыграли семейские-старообрядцы, которые начали переселяться сюда с середины XVIII века. Они принесли с собой богатую крестьянскую культуру, наблюдательность и смекалку земледельцев, прилежание и любовь к земле, деловой практицизм. Все это имело огромное значение в освоении новой территории за Байкалом.

Лестную оценку старообрядцам-земледельцам дал в 1808 году иркутский губернатор Н.И. Трескин:
“Пример редкого трудолюбия, прилежания к хлебопашеству подают поселенные в Верхнеудинском уезде старообрядцы. Они поселены на песчаных и каменистых местах, где даже не предвиделось возможности к земледелию, но неусыпное трудолюбие их и согласие сделало, так сказать, и камень плодородным. Ныне у них лучшие пашни, и их хлебопашество составляет им не только изобильное содержание, но есть главнейшая опора Верхнеудинского и Нерчинского уездов. Начальство долгом считает обвестить по всей губернии редкое прилежание, трудолюбие и общеполезность крестьян-старообрядцев Верхнеудинского уезда - Мухоршибирской, Куналейской и Урлуцкой волостей и изъявить им за то совершенную свою признательность”.

С большой любовью о семейских отзывались и декабристы, отмечая их отношение к хлебопашеству. “Тарбагатайские староверы были отличные пахари. Земледелие у них в самом цветущем состоянии, а как их местность вообще гористая, то все склоны гор были возделаны с большим тщанием, что нас очень удивляло и радовало”, - писал А.П. Беляев в 1881 году.

Турфирма "Сибирская зима и православная масленица" организует посещение деревни староверов Большой Куналей (70 км. от Улан-Уде), жители которой до сих пор сохранили образ жизни своих предков, сосланных в Сибирь в 18 веке за сопротивление церковной реформе Никона. По прибытии в Куналей посещение частных домов, встреча со староверами, знакомство с традиционной кухней.

Староверы, или семейские, так их зовут в Сибири, являются уникальной региональной этнографической группой. Они произошли из раскола, произошедшего более 200 лет назад от верующих, не желавших принимать литургические реформы русской православной церкви 17 века, а именно реформы патриарха Никона. В 1650 году, следуя за Аввакумом Петровым, архиепископом, который в последствии был казнен, они отделились от церкви. Староверы жестоко преследовались как правительством, так и церковью. Многие староверы даже сожгли себя, протестуя против новой доктрины. Постепенно староверы разделились на небольшие толки, некоторые из которых бежали к границе, другие были сосланы в Сибирь. В 1764 году во времена правления Екатерины Великой, староверы из Польши были сосланы в отдаленные дикие края Забайкалья. Разбросанные по региону, они жили в изоляции и сохранили свои верования, включая их священное крещение двумя пальцами. Они осели и разработали новые земли, образуя коммуны и преданно следуя старым традициям. В Сибири их зовут "семейские" (семья), потому что в отличие от других ссыльных многие привезли с собой свои семьи. В 1971 г. Совет Русской Православной Церкви официально признал обряды и обычаи староверов. Потомки староверов все еще следуют многим традициям и культурным обычаям прошлого. Староверы Забайкалья представляют собой уникальную смесь украинской, белорусской, русской и польской культур. Музыка особенна важна для культуры староверов. Великий русский композитор Римский-Корсаков отмечал, что музыка староверов является примером " древней исконно русской мелодии".

Из сочинений учеников 5В класса сш № 3 гмурска, Сергея ФЕОФИЛАКТОВА:
Некоторые люди считают нашу фамилию трудной, другие - длинной, третьи - красивой. Но никто не догадывается, откуда она. Я тоже не знал, поэтому спросил у папы. И вот что он рассказал мне. Корнями наша фамилия уходит в 16-17 век. Когда-то староверы, покинув насиженные места, бежали на север Урала и в Сибирь от насаждаемой им насильно христианской веры. Староверы жили общинами и названия им давались по тем местам, где они проживали. Там, где было много тополей, их называли “Тополевики”, где много рябины - “Рябинники”. Но в одной общине жил старец Феофилакт и чем-то он прославился. После его смерти людей этой общины стали называть Феофилактовы. Вот откуда взялась наша фамилия.