СТРАННИКИ, или БЕГУНЫ, иначе ПОДПОЛЬНИКИ



Основателем этого толка, выделившегося из поморского толка в конце XVIII столетия, признается некто старец Евфимий, родом из Переяславля, Владимирской губ. "Странниками" этот соглас называется потому, что требует от своих членов прервать всякую связь с гражданским обществом, т. е. не писаться в ревизии, не платить государственных податей, не иметь паспортов и находиться в странствовании, на том основании, что в мире ныне спасение невозможно. Отсюда же они получили и название "бегунов". Странники, принимая все начала беспоповщины, смотрят на Русскую Церковь, как на еретическую, и веруют, будто антихрист уже пришел и царствует видимо на земле, в правительственной российской власти, а потому отвергают исполнение всех исходящих от повеления сей власти гражданских обязанностей. Они сделали исключение только относительно денег, хотя и видят на них печать антихриста. Держать деньги они признавали возможным потому, что деньги переходят из рук в руки и не составляют отличительной принадлежности того или другого лица. Сан свой странники считают саном иноческим, и потому все, женщины и мужчины, обязуются вести безбрачную и целомудренную жизнь, питаться только постной пищей и, вообще, поступать по древнему уставу Соловецкого монастыря. Брак странники совершенно отвергают и признают его большим грехом, чем блуд, говоря, что общения с законной женой не осудят, потому что с ней легче грешить, а блуд осуждают и тем отчасти искупляется грех. Приходящих от всех согласий, даже и перекрещенских, снова крестят, как находящихся под властью антихриста. Толк странников состоит из двоякого рода членов: из действительных странников и странников оседлых, так называемых жилых христиан, или странноприимцев. Последними у странников называются такие лица, которым не воспрещается "мирщиться", т. е. ходить в церковь, бывать у исповеди, повиноваться властям, жениться, вообще грешить сколько угодно, потому что поступление в действительные странники омоет все грехи протекшей жизни; странноприимцы обязаны принимать и укрывать у себя странников в нарочно устраиваемых потаенных помещениях, а в случае смерти зарывать их, где случится: в сарае, погребе или в лесу, но отнюдь не на кладбище и не в гробу, а просто в саване или рогоже. Странники могут помещаться в одних тайниках, мужской пол и женский, при обязательном у них безбрачии. Все странники, по идее, суть иноки, и их строгие уставы особенно тяжело карают за грехи против седьмой заповеди. Учением странников, или бегунов, наиболее были захвачены губернии: Ярославская, Костромская, Олонецкая и Владимирская. Есть также последователи этого толка в Сибири и др. местах. В народе держится молва о существовании у бегунов так называемой "красной смерти", состоящей в том, что бегуна, заболевшего к смерти, убивают посредством удушения красной подушкой, с которой убийца, в красной рубахе, выходит из подполья. В основе этого таинства лежит убеждение верующих в том, что умирающий при своей жизни во многом отступал от правил согласа и потому он и должен искупить свой грех мученической смертью. Таинство в виде душительства, именуемого "красной смертью", было подтверждено приговором присяжных заседателей по делу крестьян Шуйского у., Владимирской губ., Прокопия и Федора Мауриных, привлеченных в 1897 г. по обвинению в удушении крестьянина Андрея Зорина. Но, по мнению других, существование среди бегунов так называемых "красносмертов" не считается вполне установленным, и наличность практики у них душительства не признается вполне доказанной, так что это, по-видимому, остается открытым вопросом.

СТРАННИКИ-БЕЗДЕНЕЖНИКИ почли лицемерством не признавать в деньгах той же печати антихриста, которая признается в паспорте. Посему они положили, что для спасения неотменно нужно избегнуть и на деньгах находящейся, по их мнению, печати антихриста, т. е. денег не брать (откуда и произошло их название "безденежники"). Образовав (в первой четверти XIX столетия) новый толк, они решили сами себя перекрестить, и странников-денежников, как приявших печать антихриста, приходящих в их согласие, положили снова перекрещивать. Но так как без денег жить нельзя, то за странников берут деньги странноприимцы и снабжают их всем необходимым.

СТРАННИКИ БРАЧНЫЕ приняли (во второй половине XIX столетия) от брачных перекрещенцев их учение о браке и признали дозволительным и в странстве проводить брачную жизнь. В оправдание и образец себе они приводят то, что и в первые века, когда христиане укрывались от гонителей в пустынях, некоторые из них и в пустыне проводили брачную жизнь.

СТРАННИКИ-ИЕРАРХИТЫ, или СТАТЕЙНИКИ. Основателем этого толка, появившегося во второй половине XIX столетия, был Никита Семенов. Будучи настоятелем согласия странников, он пожелал организовать свою общину на новых началах, для чего и составил устав (или статьи, от которых последователи его и называются "статейниками"). По этому уставу у странников должен быть один над всеми старший, вроде патриарха, который управлял бы всеми делами. Милостыня, посылаемая от щедрот благотворителей, должна поступать в общую странническую кассу, которая должна именоваться общей церковной кассой, но распоряжаться ею, делить ее между странниками имеет право только то лицо, которое занимает место патриарха. В разных местах, где есть странники, должен быть также старший, вроде епископа; но он должен подчиняться распоряжению и суду старейшего, занимающего место патриарха. Наконец, в каждой общине должны быть настоятели вроде пресвитера; они должны подчиняться своему старшему, имеющему значение епископа. На должность старейшины всех, вроде патриарха, избран был сам Никита Семенов. (с)

Федор 52 — брат был разбойник, - писал в письме Голлербаху Василий Васильевич Розанов. Федор Васильевич Розанов (1850 — не ранее 1888) — старший брат писателя. Впоследствии стал странником.